В качестве основных компонентов, влияющих на качество образовательного процесса в детском саду мы выделили:
· материально-техническая база;
· формирование предметно-пространственной среды;
· информационные ресурсы;
· организация безопасности и медицинского обслуживания;
· соблюдение режима функционирования групп
Материально-техническая база: Учреждение располагается в отдельно стоящем двухэтажном здании, общей площадью 1632,4 кв.м. Проектная мощность - 6 групп. Централизованное отопление и водоснабжение. Имеется отдельно стоящее здание оовщехранилища площадью 63,4 кв.м. Учреждение включает:
Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно-развивающая среды создана с учетом интересов мальчиков и девочек.
В детском саду уделяется особое внимание экологическому воспитанию дошкольников. В каждой возрастной группе создан уголок живой природы, центр экспериментирования, уголок родного края. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности. Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. Спортивный зал оснащен необходимым спортивным оборудованием. В течение 2012-2013 учебного года проделана большая работа по оснащению образовательного процесса:
• игровым оборудованием,
• учебно-наглядным оборудованием,
• приобретена детская мебель,
• созданы уголки релаксации в группах детского сада,
Информационные ресурсы. Дошкольное учреждение располагает необходимым фондом художественной литературы, учебной, методической литературы, периодическими подписными изданиями.
- Постоянно пополняется фонд детской художественной литературы;
- Сформирован фонд методической литературы, наглядно-дидактических материалов;
- Подобрана видеотека и фонотека с детскими произведениями,
- Регулярно осуществляется подписка на периодические издания.
Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет педагогам проводить воспитательно-образовательный процесс на высоком уровне. Детский сад располагает учебно-методической литературой для реализации основной основной общеобразовательной программы по направлениям развития детей:
• познавательно-речевому,
• физкультурно-оздоровительному,
• художественно-эстетическому,
• социально-личностному.
Имеется достаточно литературы по организации взаимодействия с родителями.
В системе взаимодействия участников педагогического процесса помогают действующие в детском саду семинары, семинары-практикумы, которые проводятся старшим воспитателем по наиболее актуальным и проблемным вопросам.
В 2010 году в рамках реализации национального проекта «Образование» осуществлено подключение к Интернету, ставшему важнейшим информационным источником для педагогов. В детском саду функционирует
электронная почта: mdou195ds2010@yandex.ru,
сайт: http://mdouv195-kem.ucoz.ru
Организация безопасности и медицинского обслуживания. Медико-социальные условия пребывания детей соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.2060-10. Медицинское облуживание детей обеспечивае штатный медицинский персонал: старшая медицинская сестра, врач-педиатр. Медицинские работники осуществлят постоянное наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, оказание первой медицинской помощи, профилактические мероприятия. Проводят контроль организации питания, санитарно-гигиенического состояния помещения, консультационную работу для родителей по оздоровлению детей. Педагогический коллектив детского сада ставит перед собой цель: создание условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, педагогов, родителей.
Для решения поставленных задач в детском саду разработаны мероприятия по различным направлениям деятельности.
В целях обеспечения безопасных условий образовательного процесса в 2012-2013 учебном году:
- функционировала пожарная сигнализация (АПС),
- круглосуточно функционировала тревожная кнопка,
- действовала пропускная система,
- организовано дежурство педагогов,
- систематически проводились минуты безопасности, месячники безопасности,
- проводились занятия по безопасности: по ПДД (еженедельно), по пожарной безопасности (ежемесячно), по правилам поведения на природе (ежемесячно),
- проводились инструкторско-методические, тренировочные занятия с трудовым коллективом детского сада по вопросам безопасности.
В целях сохранения и укрепления здоровья участников воспитательно-образовательного процесса в 2012-2013 учебном году:
- организовано 4-х разовое горячее питание, в соответствии с 10-дневным меню + второй завтрак (сок);
- систематически проводились дни здоровья, физкультурные праздники, спортивные состязания,
- организована работа хореографического кружка,
- администрацией дошкольного учреждения осуществлялся контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, за соблюдением питьевого режима, за соблюдением техники безопасности, за соблюдением режима функционирования групп,
- регулярно проводились медицинские осмотры, профилактические прививки,
- осуществлялась санитарно-просветительская работа с родителями, педагогами,
- проводились тренинги для педагогов и учащихся с целью оптимизации эмоционального состояния, межличностных контактов,
- проводился мониторинг здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении.
Организация медицинских услуг:
- медицинские осмотры всех воспитанников и диспансеризация дошкольников декретированных возрастов;
- контроль за обследованием воспитанников с отклонениями состояния здоровья;
- осмотр воспитанников на педикулез и кожные заболевания;
- оказание неотложной доврачебной помощи воспитанникам;
- углубленные медосмотры с привлечением врачей-специалистов, комплексная оценка здоровья и рекомендации по оздоровлению;
- контроль санитарно-противоэпидемических мероприятий и санитарно-гигиеническое содержание дошкольного учреждения;
- проведение реакции Манту с целью раннего выявления туберкулеза;
- профилактические плановые прививки;
-
санитарно-просветительные мероприятия.
Питание детей организовано в соответствии с 10-дневным меню, согласованным с Роспотребнадзором, МБУ "Комбинат питания УО", утверждённым заведующей учреждения и картотекой. Питание детей разнообразно, обогащено витаминами, проводится С-витаминизация третьего блюда. В рационе достаточное количество овощей, фруков, мясорыбных и молочных продуктов. Контроль за организацией питания, качеством готовых блюд и завозимых продуктов ведут медицинские работники, заведующая, централизованная бухгалтерия. Ежегодно осенью проовдится заготовка оовщей на зимний период. Приготовление блюд осуществляют 2 повара 6 разряда. С ежедневным меню родители знакомятся в родительских уголках.
Соблюдение режима функционирования групп
Детский сад рассчитан на шесть групп:
· ясельная группа (с 2013 года переоборудована в садовую группу);
· первая младшая группа;
· вторая младшая группа;
· средняя группа;
· старшая группа;
· подготовительная группа.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей, способствует их гармоничному развитию. Утренний приём детей в ясельной и младшей группах проводится с осмотром кожных покровов и зева, термометрией, ведётся тетрадь утреннего приёма. В группах садового возраста проводится опрос родителей с отметкой в журнале о состоянии здоровья детей. Строго соблюдаются установленные часы приёма пищи. Ежедневная продолжительность прогулки составляет не менее четырёх часов. Прогулка организуется 2 раза в день (в летний период 3 раза в день), в зависимости от погодных условий. Во время прогулки организуются занятия, игры, физические упражнения. Продолжительность дневного сна для дошкольников составляет 2 часа, для детей раннего возраста – 3 часа. При построении образовательного процесса устанавливается следующая учебная нагрузка:
- для детей раннего возраста непосредственная образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности 8 – 10 минут.
- Для детей 2-ой младшей группы – 2 часа 45 минут по 15 минут,
- средней – 4 часа по 20 минут, старшей – 5 часов 25 минут по 25 минут,
- подготовительной – 8 часов 30 минут по 30 минут. Между непрерывной образовательной деятельностью перерыв 10 минут. В течение непрерывной образовательной деятельности проводятся две динамические паузы.
Таким образом, в детском саду созданы комфортные и безопасные условия пребывания, способствующие полноценному развитию ребёнка.