Проект «Просто Космос»
Разработчик: воспитатель МБДОУ № 195 Кемерова Л.А.
Идея проекта: Расширить и углубить знания детей о космосе, о первых космонавтах; о значимости освоения космоса в жизни людей и всего живого.
I этап – подготовительный.
Основными задачами на этом этапе были определение участников проекта, их роли в достижении предполагаемых результатов, проведение анкетирования родителей и воспитанников, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и составление перспективного плана для всех этапов проекта. На этом этапе важно было заинтересовать родителей проблемой экологического воспитания дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят. В процессе совместного обсуждения с детьми, в соответствии с интересами и возможностями, был составлен план по ознакомлению детей с водой, её свойствами, состояниями и значимостью воды в жизни человека и всего живого, определены основные направления работы.
План реализации подготовительного этапа:
1.
|
Изучение интереса детей для определения задач проекта (анкетирование родителей, диагностика детей)
|
Воспитатели
|
2.
|
Подбор художественной литературы по теме «Космос».
|
Воспитатели, родители
|
3.
|
Подбор энциклопедий и познавательной литературы
|
Воспитатели, родители
|
4.
|
Составление картотек загадок, стихов, поговорок, дидактических и подвижных игр, физминуток.
|
Воспитатели
|
5.
|
Составление картотеки «Опыты на тему «Космос». Создание условий для исследования, подготовка материала к экспериментированию.
|
Воспитатели
|
7.
|
Разработка конспектов ООД по теме, консультации для родителей.
|
Воспитатели
|
Этапы реализации проекта
1этап. Задачи:
1.Обследование актуальности темы, мотивация её выбора.
2. Определить цели и задачи, подобрать и проанализировать литературу по теме проекта.
3.Выбрать инструментарий диагностики.
4.Использовать диагностические методики: наблюдение.
5.Обработать полученные результаты.
Показатели результативности:
•проанализированы психолого- педагогические основы познавательного развития детей среднего дошкольного возраста и подобрана литература по теме проекта; •выявлен уровень знаний познавательного развития каждого ребенка и группы на начальном этапе реализации проекта; •сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.
II этап – основной
Основной этап по реализации проекта «Просто Космос» включал в себя: ООД, наблюдения, беседы, чтение художественной и познавательной литературы, работу с родителями.
Задачи:
1.Разработать план мероприятий, способствующих формированию познавательного развития, подобрать дидактический материал, адекватно возрасту детей; составить картотеку разных видов дидактических игр; подобрать иллюстрированную литературу: загадки, стихи и т.д.
2.Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.
3.Провести завершающее мероприятие.
Шаги реализации.
На втором этапе реализации проекта составлен перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировала работу.
Работа с родителями.
•В родительский уголок поместить письменную консультацию
«Детское экспериментирование», «Как познакомить дошкольников с космосом».
•Рекомендовать родителям сходить на экскурсию в планетарий и к памятнику первого космонавта Юрию Алексеевичу Гагарину.
3 этап. Заключительный.
Задачи:
1. Обобщение результатов работы, анализ деятельности.
2.Использовать диагностические методики.
3.Обработать полученные результаты.
4.На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы.
5.Составить отчет о проделанной работе.
Для реализации заключительного этапа проекта «Просто Космос» использовали весь необходимый материал, подобранный и изготовленный в ходе проекта. Итоговым мероприятием была презентация проекта и лепбука, которые были представлены на педагогическом совете.
План реализации заключительного этапа:
1.
|
Повторное (анкетирование детей)
|
Воспитатели
|
2.
|
Презентация коллаже «Первые покорители космоса»
Презентация лепбука «Просто Космос»
|
Воспитатели
|
3.
|
Итоговая беседа по теме проекта «Что мы узнали о космосе»
|
Воспитатели
Дети
|
4.
|
Создание картотеки «Космические опыты».
|
Воспитатели
|
5.
|
Создание практического материала для родителей:
буклеты, консультации.
|
Воспитатели
|
Результаты реализации проекта.
Чтобы выявить результативность работы было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце реализации проекта. В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности. Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по экологическому воспитанию.
Работа с детьми:
Изложенные в проекте концепции, положения, идеи, наблюдения послужили основанием для построения педагогического процесса на основе ознакомления детей с темой проекта «Космос». Дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-исследовательской деятельности; дети стараются самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов. Дети получили представление о космосе, о его значении в жизни людей. У детей формируется представление о космосе, о жизни на Земле, нужно беречь и охранять нашу планету, так как, только на ней жизнь.
Работа с семьёй:
Создана модель взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Просто Космос» повысил воспитательную компетентность родителей в познавательном развитии дошкольников, способствовал творческому самовыражению воспитанников и их родителей, а также укрепил детско-родительские отношения.
Работа с педагогами:
Сформировано умение самостоятельно моделировать организационно – педагогическую деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки. Данный проект способствовал укреплению связей в работе педагогического коллектива, повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательного развития дошкольников; развитию творческой самореализации педагогов; созданию предметно- развивающей среды.
Критерии и показатели результативности
Познавательный: расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними; развитие речевых способностей; развитие логического типа мышления; обучение проводить опыты с использованием приборов (фонарик, глобус, вода, кубики льда, мячик, горошина).
Эмоционально-волевой: улучшение микроклимата в группе, повышен уровень навыков взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, правильно понимают эмоциональное состояние других людей (близких, друзей), активно выражают готовность помочь. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Способны управлять своим поведением, планировать свои действия.
Деятельностный: умение применять полученные знания для решения определённых задач, поставленных перед ними; умение работать в коллективе; приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.
Возможные риски и мероприятия по их минимизации
Риск 1. Слабая заинтересованность детей и родителей в данном проекте.
Минимизация. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности, беседы, поручения.
Риск 2. Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.
Минимизация. Индивидуальная работа с детьми и родителями (индивидуальные поручения).
Прогноз и перспектива
1. Проект «Просто Космос» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема познавательное развитие дошкольников всегда остается актуальной.
2. Продолжать работу по познавательному развитию детей с использованием дальнейших наблюдений и опытным путём.
3. Пополнять и совершенствовать уголок «Удивительный космос» и экспериментирования», для создания благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
|